Страницы истории. Детский сад № 24 был построен в 1986 году и находился в ведомстве комбината «Североникель».По распоряжению от 27.06.1997 г. №218 – р учреждение передано от АО комбината «Североникель» в ведение администрации муниципального образования г.Мончегорска. В 2008 году детскому саду исполняется 22 года. За это время детский сад изменился. Он приобрёл статус детского сада комбинированного вида, в котором расширился спектр оказываемых образовательных услуг. Были открыты три оздоровительные группы для часто и длительно болеющих детей, созданы дополнительные образовательные услуги. Укрепилась материально – техническая база учреждения. Возросла квалификация педагогического коллектива. Обновилось программно – методическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса. За годы своего существования детский сад способствовал успешной адаптации к школьному обучению 350 выпускникам. Детский сад обеспечивает рост квалифицированного кадрового потенциала: 2 педагога стали руководителями дошкольных учреждений, 3-старшими воспитателями. На сегодняшний день детский сад №24 –это перспективное развивающее учреждение. Коллектив характеризуется высокой ответственностью, профессиональной подготовленностью, индивидуальной эффективностью каждого. Сохраняя лучше в прошедшем, сотрудники ориентированы на достижение успеха в будущем достойную презентацию своих достижений.
Социальные партнеры. Для удовлетворения социального заказа родителей коллектив ДОУ осуществляет эффективную организацию воспитательно - образовательного процесса и взаимодействие с окружающим миром с учетом социокультурных условий микрорайона: Сотрудничество осуществляется на основе договоров о совместной деятельности с ЦРТДиЮ Полярис», Центром семейного чтения, Лапландским государственным природным биосферным заповедником, СОШ №7
Сведения о воспитанниках.
В связи с тем, что дошкольное учреждение является детским садом комбинированного вида, в ДОУ функционирует 9 групп, из которых ясли -3 группы (ЧБД - 2 гр), дошкольные группы -5, 1 гр.ЧБД, 1 класс - 1. Количество детей (норма) – 171.Фактически – 171 ребенок. Группы часто болеющих детей сформированы на основании «Положения о дошкольном образовательном учреждении (группе для часто болеющих детей)», утвержденным приказом управления образования администрации г.Мончегорска №870 от 10.09.2007 г. Функционирование класса первой ступени наполняемостью 28 детей регламентируется муниципальным “ Положением об организации обучения классов первой ступени на базе дошкольных учреждений” от 20.11.2002 г.
Динамика состояния здоровья воспитанников. Приоритетное направление деятельности коллектива - охрана и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни у воспитанников ДОУ и их родителей.. В результате комплексных мероприятий достигнута положительная динамика в снижении заболеваемости детей от трех лет до семи. Как показывает мониторинг заболеваемости детей в возрасте от трех до семи лет получен следующий показатель в 2005-2006 г. -14, в 2006-2007 г.-16, в 2007-2008 г. – 15,6 .Средний показатель составил 15,2 дней, что значительно ниже городского показателя. Отмечен положительный средний показатель адаптации малышей с 2005 года по 2008 год. 78% малышей адаптировались легко, 22%-со средней тяжестью, случаев тяжелой адаптации детей не зафиксировано. Наблюдается стабильно высокий процент оздоровления детей группы ЧБД раннего возраста. Средний показатель за три года составил 73,3% По результатам педагогической диагностики достигнуты положительные результаты у детей в овладении основными двигательными навыками, освоения представлений о здоровом образе жизни
Обеспечение безопасности. Режим работы дошкольного учреждения установлен учредителем: :пятидневная рабочая неделя, длительность работы -12 часов в день, ежедневный график работы с 7.00 до 19.00.Объем образовательной нагрузки не превышает максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки и допустимое количество занятий в каждой группе , что соответствует требованиям и норомам СанПина. Воспитательно-образовательный процесс организован в соответствии с Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 32) № 52 от 30.03.1999 г., Постановления Министерства здравоохранения РФ и Главного государственного врача РФ от 26 марта 2003 г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1249-03».
4.Коллектив родителей
Коллективом МДОУосуществляется тесное взаимодействие с родительским сообществом на основе взаимного принятия принципов и приоритетных направлений развития ДОУ, принципа открытости детского сада как системы с показом эффективности педагогической работы коллектива родителям и оказание помощи семье в проблемных вопросах воспитания и развития детей. Вовлечение родителей в реализацию образовательной программы и Программы развития ДОУ происходит путем оптимального сочетания разнообразных форм работы.. Анализ родительских анкет по изучению удовлетворенностью детским садом свидетельствует о востребованности его услугами, положительном стиле взаимодействия между родителями и участниками педагогического процесса. 100%-родители получают информацию о целях и задачах МДОУ. 100%-родители имеют возможность обсудить вместе с сотрудниками различные вопросы о пребывание ребенка в ДОУ. 100%- родители имеют возможность обсудить вместе с сотрудниками успехи детей.100%- родители получают информацию о повседневных происшествиях в группах, успехах ребенка в обучении
Педагогический коллектив данного образовательного учреждения в количестве 22 человек работает над созданием оптимальных условии для организации воспитательно – образовательной деятельности по всестороннему развитию личности ребенка. Кадровое обеспечение ДОУ представлено следующими данными. По итогам исследования психологом детского сада уровня творческого потенциала личности педагога выявлено, что 10% педагогов имеют очень высокий уровень, 58% - высокий, и 32 - средний уровень. Данные свидетельствуют о повышении уровня профессиональных качествах педагогов, что способствует успешной работе коллектива и положительной динамике показателей развития воспитанников.
Уровень квалификации педагогических работников
В межаттестационный период аттестованы 23 педагога (100%). Значительный рост наблюдается в соотношении категорий: аттестованы 6 педагогов на высшую категорию, что составляет 27,3% состава педагогов, убавился удельный вес не аттестованных педагогов. В 2007-2008 году 1 педагог аттестован на высшую квалификационную категорию, 2 педагога подтвердили первую квалификационную категорию, 5-подвердили вторую квалификационную категорию. За последние 5 лет увеличилось количество педагогов со стажем работы более 15 лет, процентный показатель составляет 82% от количественного педагогического состава.. Педагоги имеют награды: Нагрудный знак «За личный вклад в развитие системы образования г.Мончегорска»-10 педагогов, Почетная Грамота Министерства образования-1
Организация воспитательно-образовательного процесса. Содержание образовательной деятельности ДОУ обосновано нормативными документами: Законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, региональной программой «Развитие образования Мурманской области», муниципальной целевой программой «Образование Мончегорска – 2010»., «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 20.06.2003года, Уставом ДОУ. Концепция развития дошкольного учреждения определена в «Программе развития» на 2008-2013 г.г В Программе сформирована миссия дошкольного учреждения и разработана модель выпускника. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является нормативно-управленческим документом, который обосновывает выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса Образовательная программа ДОУ№24 состоит из разделов, образующих целостную систему и охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом приоритетных видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ выстроен на основе целесообразного сочетания базисной комплексной программой «Детство» Под ред. Логиновой В.И., Бабаевой Т.Н., Ноткиной Н.А. Программы воспитания и обучения детей в детском саду М.А. Васильевой (ранний возраст) и парциальных программ, которые обеспечивают все основные направления развития и воспитания ребенка.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни педагогами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, встречи в клубе «Здоровая и дружная семья», участие родителей в проектах. .Опрос родителей воспитанников старшей и подготовительной групп в январе 2008 года показал высокую степень их удовлетворенности сотрудничества с педагогами в вопросах сохранения здоровья и здорового образа жизни детей( 94%), достаточно высокую степень удовлетворенности -6%.
Предметом особого внимания коллектива ДОУ является создание психолого-педагогических условий развития игры детей. Для чего в педагогическом процессе предусмотрено :использование всего многообразия игр, рекомендованных программой «Детство»:дидактических, развивающих, сюжетно-ролеых, строительно-конструктивных, театрализованных, игр-экспериментирований. С воспитанниками игровая деятельность проводится в игротеке.
Педагоги ДОУ уделяют должное внимание нравственно-патриотическому воспитанию детей. формированию и развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма через создание проектов. В рамках проектной деятельности в ДОУ разработаны и реализуются проекты «Край морошковый», «Журавлик», «Вода-это жизнь». Организована работа кружка «Родные просторы». 1 педагог принимает активное участие в работе инновационной площадки на базе ДОУ №5. Углубленная работа педагогов по приобщению детей к общечеловеческим нравственным ценностям на основе парциальной программы «Приобщение детей к русскому народному творчеству» О.Л.Князевой способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей. Опыт работы педагогов представлен на уровне ДОУ и города на МО. Основанные на анализе и обобщении результатов выводы о работе коллектива по нравственно-патриотическому воспитанию, над единой методической темой Обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности ребенка» и внедрении «Методических рекомендаций «Мир Дому Детства», свидетельствуют о качественных и количественных позитивных изменениях по социализации личности ребенка – дошкольника. Полученные данные подтверждают стабильную динамику высокого уровня
В деятельности коллектива значительное место занимала работа над решением задачи по речевому развитию каждого ребенка и обеспечению воспитанникам оптимального уровня подготовки к обучению грамоте через использование современных технологий.
Учёт индивидуальных, возрастных особенностей детей, тесная взаимосвязь задач, содержания и методов, согласованность с коллегами и родителями в работе по речевому развитию воспитанников позволил выйти на стабильные результаты освоения уровня речевых умений и навыков, что включает: свободное пользование детьми лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей, умение вступать в контакт с взрослыми и сверстниками, знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации. Особую значимость приобрел метод проектной деятельности, так как внутри проекта решаются задачи, связанные с развитием разных сторон личности, успешно развивается эмоциональная и познавательная сфера детей, дошкольники приобретают речевые и коммуникативные навыки, получают возможность реализовать в практической деятельности творческие задатки и прикладные умения. Проектная деятельность, организованная воспитателем по организации художественно-творческой деятельности детей и воспитателями групп, позволили ребенку и их родителям побывать в роли писателя, драматурга, режиссера, художника, осмыслить результат общего дела. Рукописные книги «Какой цвет самый лучший» «Полюшкины сказки» представлены на 11 Международный фестиваль рукописной книги, получены Грамоты и призы. Проведенный конкурс юных чтецов в ДОУ показал, что воспитанники обладают интонационной выразительностью речи, чувствуют и различают ритм произведений, у них развит речевой и поэтический слух
Для развития у детей логического мышления, воображения, познавательного интереса используются разнообразные методы и приемы: словесные игры и упражнения, решение логических задач в игровой форме, задания в схематизированной форме. Вовлекают детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, а так же самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке. Результаты педагогической диагностики определения уровня освоения навыков и представлений по математическому развитию показывают положительную динамику: на основании результатов педагогической диагностики за четыре года следует вывод: произошло снижение показателя низкого и среднего уровня, показатель высокого уровня значительно увеличивался на конец учебного года.
Педагоги активно приобщают детей к художественно-творческой деятельности. В ДОУ созданы необходимые условия для художественно-эстетического развития детей. В группах оборудованы центры искусства, где воспитанники могут реализовать свои творческие замыслы. Развивающая среда помещения изостудии соответствует современным требованиям и направлена на развитие в детях творческой активности. Педагог, углубленно изучающий направление по художественно-творческой деятельности детей , знакомит воспитанников с искусством в разных его проявлениях: гратаж, тестопластика, ниткография. Особое внимание придает знакомству детей с творчеством художников - иллюстаторов детской книги. Совместная деятельность воспитателя в изостудии позволяет детям иллюстрировать авторские книги, а также заниматься изготовлением собственных рукописных книг Рисунки детей легли в основу рукописных книг по произведениям Е.Чарушина, Сутеева и представлены в городском Центре семейного творчества. Рукописные книги представлены на 11 Международный конкурсе, методических объединениях воспитателей и старших воспитателей ДОУ. В результате творческой деятельности авторский коллектив педагогов и воспитанников награжден грамотами и призами. Поделки воспитанников используются для оформления интерьера ДОУ, в Центре семейного творчества, Лапландском заповеднике, экологическом центре.
Результаты выполнения программы по художественно-эстетическому воспитанию детей старшей и подготовительной групп на конец учебного года представлены в таблице.
Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляют квалифицированные специалисты, владеющие техникой исполнения на фортепиано и скрипке. В организации и содержании музыкально-звукового пространства приобретают значение: бережное отношение к слуху ребенка, педагогически целесообразное количества музыки и высокий уровень ее звучания. Для воспитания у детей музыкальной культуры через формирование умения воспринимать и понимать музыку с помощью выразительных средств специалисты проводят занятия: интегрированные; доминантны, тематические, кружковую форму работы «Музыкальный абонемент», «Музыкальная гостиная». Достигнуты наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании. Воспитанники ДОУ активны в стремлении самовыражаться в творчестве: 6 выпускников ДОУ занимаются в музыкальной школе, в студии бального танца - 2, в ансамбле «Полянка» - 5. Использование системы работы с детьми позволили добиваться положительных показателей в освоении программных задач по разделу
« Ребенок и музыка».
В ДОУ организована работа кружков. Для улучшения качества образовательной работы руководители кружков используют эффективные способы организации занятий, своевременно вносят необходимые изменения и дополнения в содержание, обновляют методы и приемы работы с детьми. Программные задачи кружковой работы решаются не только при организованных формах образования в определенное время дня, но и при интеграции их в повседневную жизнь, в играх, на прогулке.
В ДОУ обеспечивается целостный процесс, направленный на перспективное формирование модели выпускника, в котором сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются предпосылки для начала обучения в школе. Коллектив педагогов ДОУ и учителя начального звена решают проблему преемственности между дошкольной ступенью образования и начального на основе общих целей Концепции непрерывного образования (2000 г.): воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Анализ результатов исследования психологической готовности к школьному обучению воспитанников подготовительной группы детского сада в 2007 г. показал, что у 57% детей (12 человек) сформирован достаточный уровень учебной и познавательной активности. У 7 детей (33%) сформирован уровень учебной мотивации, возможна ориентация ребенка на оценку со стороны значимого взрослого. Несформированность мотивации учения у 2 детей (10%)
Анализ результатов диагностического обследования воспитанников ДОУ на конец учебного2007-2008 года показывает положительную динамику усвоения программного материала по всем направлениям развития воспитанников
Результаты участия в конкурсах воспитанников совместно с
родителями.за 2007-2008 год
Название конкурса |
Ф.И.О ребенка |
Результат |
Конкурс говорящих плакатов |
Воспитанники средней группы |
Грамота |
11 международный конкурс детской рукописной книги
«Мы разные, но мы дружим» |
Воспитанники подготовительной группы Воспитатели Ахметзянова В.Р.Смирнова Е.Е. |
Грамота призы |
11 международный конкурс детской рукописной книги |
4 семьи воспитанников раннего возраста и 1 младшей группы |
Грамота призы |
Конкурс «Сохраним елочку» |
Воспитанники средней группы |
3 место |
Конкурс «Сохраним леса России» |
Воспитанники средней группы |
Грамота |
Конкурс рисунков «Моя любимая газета, журнал» |
Воспитанники подготовительной группы Воспитатель Смирнова Е.Е. |
1 место приз дипломы |
Конкурс
видео-клипов «Сам себе режиссер» |
Воспитанники старшей
и подготовительной групп Воспитатели Ахметзянова В.Р. Скрибченко О.И. |
2 место Грамоты |
Конкурс «Я вырос здесь и край мне этот дорог» |
Воспитанники старшей, подготовительной груп Воспитатели Березина н.В. Фирсова Н.В. |
Грамота |
Конкурс мини-сочинений «Вот за это город свой люблю» |
Воспитанники
старшей группы |
Грамота |
Корпоративны конкурс ГМК «Норильский никель» «Дорога
в завтра» |
15 воспитанников ДОУ |
Грамоты |
Конкурс фотоснимков фестиваля художественного
творчества среди образовательных учреждений Мурманской области |
Воспитатель Каменева О.Ю. |
2 место Грамота |
Фотоконкурс «Как ребенок изменил нашу жизнь» |
8 семей воспитанников старшей и подготовительной
групп |
3 место Диплом Благодарственные письма |
Фестиваль мультимедийных представлений в рамках
акции «Зеленый и чистый Мончегорск» |
Зав.. ДОУ Березина Н.В. |
Грамота |
Конкурс «Отец года» |
Семьи воспитанников подготовительной группы |
Грамота |
Результаты обобщения передового педагогического опыта. Руководителем ДОУ и старшим воспитателем систематически осуществлялась мотивация педагогов на публичное предъявление своих достижений через аттестацию, а также другие формы представления передового педагогического опыта работы. Наиболее ценный педагогический опыт распространен на уровне области через курсы повышения квалификации, семинары, а также на региональном уровне через фестиваль идей «Открытый урок».
Год |
Тема |
Ф.и.о педагога |
Форма представления |
Уровень |
30.10.07 |
Сбор данных для мониторинга физического воспитания детей дошкольного возраста |
Каменева О.Ю. |
Выступление, представление практических наработок |
Муниципальный |
10.12.07 |
Работа с родителями на основе партнерства |
Фирсова Н.В. |
Выступление, мультимедийное представление |
Областной семинар МОИПКРОиК «Работа с родителями в современных условиях образования» |
|
|
Басаримова Н.П. |
Выступление |
МО музыкальных руководителей |
17.0308 |
Проектная культура как часть профессиональной культуры педагогов |
Гончар Т. М. |
Выступление, презентация проектов |
Муниципальный МО старших воспитателей |
|
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектов. |
Сиктурашвили Г.А. Скрибченко О.И.. |
Выступление , презентация проекта «Вода –это жизнь» |
Муниципальный МО старших воспитателей |
|
«Создание рукописной книги на основе проектной деятельности». |
Смирнова Е.Е.. |
Выступление , презентация проекта ««Изготовим книгу сами» |
Муниципальный МО старших воспитателей |
|
Интеграция усилий участников образовательного процесса по здоровьесбережению детей с использованием метода проектов. |
Фирсова Н.В. |
Выступление , презентация проекта «О здоровье всерьез» |
Муниципальный МО старших воспитателей |
|
Из опыта работы «Организация проектной деятельности в сотворчестве с родителями |
Каменева О.Ю. |
Выступление , презентация проекта«Здоровая и дружная семья» |
Муниципальный МО старших воспитателей |
|
«Овладение детьми практических навыков и умений в процессе проектной деятельности» |
Ахметзянова В.Р. |
Выступление , презентация проекта «Отчего погибают киты» |
Муниципальный МО старших воспитателей |
|
«Значение игр и занятий в интеллектуальном развитии и мышлении детей раннего возраста» |
Маклакова г.П. |
Выступление |
МО воспитателей раннего возраста |
|
Использование техники «гратаж» для передачи образа» |
Смирнова Е.Е. |
Консультация |
МО воспитателей города |
Опыт работы педагогов опубликован в
периодической печати.
Год |
Название статьи |
Издание |
2007 |
Добро пожаловать в ДОУ №24 |
Сайт
http.// dou-24.narod.ru/ |
2008 |
Федеральный уровень Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
2 публикации старшего воспитателя ДОУ Гончар Т.М. Конспекты по социальному развитию детей младшего дошкольного возраста. Методические рекомендации по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников. |
Анализируя работу коллектива, данные педагогической диагностики по основным направлениям воспитательно-образовательной работы сделан следующий вывод:
-задачи годового плана реализованы на 94% ( по результатам рейтинга реальных результатов выполнения задач годового плана от 29.04.08 г);
-наблюдается положительная динамика в освоении детьми содержания разделов программы «Детство» , «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» и парциальных программ ( по результатам статистических данных уровень освоения в среднем составил: высокий-47,3 %, средний- 51,4 %, низкий- 1,3 %);
-задачи Программы развития на 2002-2007 выполнены. Коллектив
приступил к совершенствованию адаптивной модели ДОУ на протяжении 2008-
-проведена эффективная работа по повышению профессионального мастерства. Высокий уровень профессиональной компетенции педагогов подтверждается данными по аттестации ( увеличение количества педагогов с высшей категорией , что составляет 27,3 %. В ДОУ аттестовано 100% педагогов);
- 11 педагогов в течении года представили опыт работы на
разных уровнях. Материалы из опыта работы старшего воспитателя ДОУ опубликованы
на сайте фестиваля педагогических идей
«Открытый урок» 2007-
-опыт работы коллектива ДОУ представлен на сайте http.// dou-24.narod.ru/ (федеральный уровень)
- обеспечено творческое взаимодействие , продуктивное сотрудничество педагогов, специалистов, родителей и детей
Нерешенные
проблемы:
-Следует продолжить работу по формированию у детей навыков безопасного поведения через интегрированные формы проведения мероприятий.
-Педагоги испытывают затруднения в качественной подготовке детей к обучению грамоте , т.к. воспитанники обучаются по разным программам в школах №7,12,гимназии и лицее№3. В ДОУ не введена ставка логопеда.
- Предстоит многоплановая работа по привлечению всех участников образовательного процесса к инновационной деятельности «Внедрение проектной деятельности в организацию воспитательно-образовательный работы с детьми»
- Остается открытым вопрос об улучшении качества работы по преемственности возрастных ступеней дошкольного детства в обеспечении равных стартовых возможностей каждому воспитаннику при поступлении в школу. Для чего необходимо осуществить постепенный переход на обучение по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду»М.А.Васильевой (решение совета педагогов от 29.04.08г.)
Перспективы развития МДОУ детский сад № 24 видит в решении следующих целей и задач в 2008-2009 учебном году:
Цель: создание условий для дифференцированного воспитания и развития дошкольников, их речевой и психофизической коррекции для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу и адаптации в школе.
Достижение этой цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
ЗАДАЧИ:
1. Укреплять здоровье детей через создание оптимального режима жизнедеятельности, апробируя целевую программу «Семицветик здоровья»
2. Совершенствовать организацию педагогического процесса, направленного на развитие игровой деятельности дошкольников.
3. Продолжать работу с родителями через поиск и внедрение новых эффективных форм взаимодействия на основе проектной деятельности.