Игра как средство социальной адаптации дошкольника.  



Дурягина Г.П.
воспитатель
высшая квалификационная
категория

Опыт многолетней работы по программе «Детство» показал, что социально-эмоциональное развитие ребенка - одно из ведущих направлений образовательного процесса. Ведь педагоги берут на себя ответственность за оказание помощи родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт и радостное восприятие нового образа жизни.
Большое внимание уделяется эмоциональным проявлениям, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на развитие личности. Однако в ходе социализации ребенок сталкивается с ситуативным дискомфортом. Проходя сложный путь социализации, а именно приспособления к условиям новой социальной среды, ребенок подвергается негативным длительным воздействиям окружающей действительности, истощающим запас адаптационной энергии. Как показывают наблюдения, на сегодняшний день все большее количество детей нуждается в коррекционной работе психологов, логопедов. Но специалистов в ДОУ недостаточно, и пожалуй, самая главная причина заключается в том, что возможно педагоги забыли простую истину « Высшие человеческие функции формируются только в благоприятной социальной ситуации развития»(Л.С.Выготский). А чтобы создать благоприятную ситуацию социального развития, необходимо ребенку оказать помощь в преодолении эмоциональных проблем, а также в освоении положительного опыта и ценностных ориентаций. Дошкольник познает окружающий мир достаточно активно и стремится увиденное и услышанное претворить в жизнь. Сделать это он может в игре, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни недоступно. Особую значимость приобретают игры, которые успешно развивают не только познавательную и эмоциональную сферу детей, но и помогают овладеть навыками социального общения, усвоить нормы поведения. Таким образом, важным педагогическим средством социальной адаптации является организация разнообразных игр и игровых ситуаций.
Для решения задачи по развитию у ребенка положительных эмоций и формированию адекватного поведения в обществе я в составе творческой группы составила перспективный план и определила этапы работы. Использовала тематическое блочное планирование « Методических рекомендаций по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольника» старшего воспитателя ДОУ.
На первом этапе работы я направила усилия на то, чтобы дети младшего возраста через участие в образных играх - имитациях переживали эмоции, связанные зачастую с привыканием к новым социальным условиям , а также усвоили правила игры, активизировали сенсорно двигательные умения и навыки в процессе подражания . Я активно вовлекала малышей в игры по подражанию действий разных животных: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий Мишка, ласковая кошечка и сердитый пес, хитрая лисичка и трусливый зайчишка. Проводила игры-имитации состояний погоды: солнышко восходит, солнышко засыпает, распускается цветок, кружатся снежинки, колышется травка. В содержание игровых занятий включала игровые ситуации « Кисонька-ласонька», « Кузенька-дружочек», « Муха-цокотуха» и другие. Игровые персонажи ласково обращались к детям, знакомили детей группы друг с другом, просили оказать им помощь, тем самым дети учились проявлять чувства симпатии, приветливости друг к другу, сопереживание, пробуждали желание помочь, удовлетворяли потребность ребенка в познании. Проводимые игры, как « По дорожке Валя шла», «Зайка», « Каравай», «Карусель» и другие формировали теплое отношение к сверстникам, умения действовать вместе. Такие игры я проводила с детьми ежедневно, в зависимости от желания детей повторяла наиболее понравившиеся. Таким образом, игры, игры – имитации и включение игровых ситуаций в занятия явились эффективным методом не только эмоциональной разгрузки ребенка, переключения их внимания, налаживания взаимоотношений, но и способствовали приобретению опыта познания окружающего мира.
На последующем этапе формирования опыта социального поведения у детей среднего возраста, я ставила задачу создания условий для включения детей в активную деятельность и реализации своих потребностей и интересов. Таким образом, обеспечивала эмоциональное благополучие и здоровье в период адаптации, так как дети данного возраста переходят на новую ступень общения ребенка и взрослого, (высокая активность и развивающееся мышление ребенка пробуждает интерес к окружающему миру и изменяют стиль общения). Включала такие игры: « Сигналы тревоги», « Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «День рождения Незнайки», « Цветик-семицветик», « Что у вас ?». Нравятся детям игры-путешествия. Для младших детей они были довольно просты по содержанию, для детей среднего возраста более сложные игры-путешествия в прошлое посуды, путешествие в деревню, путешествие по родной улице и другие. Должное внимание уделяла включению сюжетно-ролевых игр , которые формируют более сложное поведение ребенка в соответствии с разными ролями окружающих.
С детьми старшего возраста ориентировалась на особую сензитивность ребенка к социальным явлениям. В этом возрасте в процессе личностного развития у ребенка вырабатывается способность к социальным нормам подражания, сравнению, предпочтению. Развиваются собственные оценки и вырабатывается собственная позиция по отношению к сверстникам и взрослым. С этой целью проводила игры « Иголка и нитка», «Здравствуй, сосед», « Тень-потетень», « Мотылек –вителек», « Свет-светлячок», «Бабушка и внук» и другие. Содержание общения в игре было связано с развитием творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей детей в игре: видеть положительное в других, умением реагировать на положительные черты характера сверстников и взрослых, выражать адекватную оценку. Продолжала работу по использованию игр-путешествий. Темы игр были разнообразные: природа родного края, родной город, другие страны, механизмы, сказки. Нужно отметить , что с помощью игр значительно возрос уровень воображения детей ( придумывание новых тем, сочинение и обыгривание сказок).
Поэтапная работа по включению игры как средства социальной адаптации воспитанников проходила интегрировано , с активным привлечением музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, в занятия которого включалось танцевально-игровое творчество: игры-хороводы, хороводные игры, творческие игровые этюды.
Как видно из сообщения, в дошкольном учреждении делается много для облегчения адаптационного периода вхождения ребенка в социальный мир на каждом возрастном этапе, однако наиболее значимыми субъектами в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком являются родители . Поэтому работа с семьями воспитанников проводится планово и целенаправленно.

Сайт управляется системой uCoz