Формирование музыкального вкуса у детей старшего возраста через активное восприятие музыки.  



Басаримова Н.П.
музыкальный руководитель
высшая квалификационная
категория

Детство является периодом наиболее благоприятным, сензитивным для становления музыкальности и музыкальных способностей.. Упущение этого периода невосполнимо. Поэтому стимулирование творческого и эмоционального опыта посредством музыки является важным в развитии ребенка. Но для того, чтобы дети обладали таким опытом, надо сформировать у них умение слушать и слышать. Эти два взаимосвязанных умения позволяют детям постичь главный предмет изучения на музыкальных занятиях музыку. Воспитывая дошкольников развивая их способности, обогащая духовно, считаю: нельзя ограничиваться только пением и ритмикой. Композитор Д.Б.Кабалевский отмечал, что эмоциональная оценка чувственных восприятий , происходящих в жизни человека, определяют его последующее развитие и опыт. Чтобы открыть перед детьми еще один путь обогащения их музыкального опыта, углубленно провожу работу по формированию осознанного музыкального восприятия детей.
Цель: воспитание музыкальной культуры через формирование умения воспринимать и понимать музыку с помощью выразительных средств Исходя из возрастных особенностей детей, опыта и умений работаю над решением следующих задач:
1. Воспитывать у детей любовь и интерес к музыке, побуждать к признанию ценности музыки.
2. Обогащать музыкальными впечатлениями через восприятие классической музыки.
3. Формировать умения через музыкальную интонацию моделировать художественный образ музыкального произведения.
4. Сопоставлять и сравнивать музыкальные произведения с цветом, светом, изображением, движением.
5. Развивать творческое воображение детей, выражать свои музыкальные впечатления в исполнительстве, творческой деятельности
Для решения задач выполняю ряд условий:
-учитываю индивидуальные способности , возможности и потребности детей
-включаю объем навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы с учетом требований комплексной программы «Детство», парциальной программы О.Радыновой «Музыкальные шедевры».
-соблюдаю дидактические принципы: доступность, постепенность, , последовательность, систематичность, повторность, наглядность
-осуществляю интеграцию деятельности с воспитателями, руководителем изостудии, воспитателем по физической культуре
-вовлекаю родителей в общий процесс музыкального воспитания ребенка
-систематически пополняю фонотеку
Особую значимость приобретает создание на занятиях атмосферы погружения в прекрасный мир музыки. Для чего использую разнообразные формы проведения занятий:
-интегрированные
-доминантные
-тематические
-кружковую форму работы «Музыкальный абонемент»
На протяжении нескольких лет мною отбирался тот материал и те методические приемы, которые дают наиболее ощутимые результаты. Многолетние наблюдения показали, что дети предрасположены ко всем видам творческой деятельности. Учитывая это, сравниваю выразительные средства музыкальных произведений со средствами выразительности в поэзии, живописи, танце. На таких занятиях совместно с детьми нахожу черты сходства и различия настроений, помогаю им определить музыкальные образы в рисунке и движении , игре на детских музыкальных инструментах. На интегрированных занятиях использую принцип контрастного сопоставления, представляя произведения со сходными названиями. Например: «Времена года» П.И.Чайковского, А.Вивальди, « Итальянская полька» С.Рахманинова и П.И. Чайковского, « Баба Яга» П.И.Чайковского, А Лядова « Кикимора». На тематических занятиях, посвященных теме « Природа и музыка»:-«Осення грусть «, « Мотылек» « Кукушечка»,
« Волшебные сосульки» «Весенняя радость) я использую различные приемы . Например поэзия Есенина, Фета и Плещеева предваряет слушание музыки и помогает вхождению в ситуацию для восприятия пьес П.И.Чайковского « Времена года»,Сен-Санса,Э.Грига, А.Вивальди, а на занятии « Звуки и краски моря» для сопоставления поэзии и музыки я читаю стихотворение М.Ю.Лермонтова после прослушивания фрагмента « Море» Римского-Корсакова, когда дети в беседе уже высказались о характере музыки. На занятиях по слушанию музыки широко использую не только поэзию, прозу классиков , а также иллюстративный материал (подборки репродукций картин Грабаря, Юона, Серова, Шишкина, Рериха, Айвазовского),что способствует созданию условий для концентрации музыкальной отзывчивости и непринужденного включения музыки в детскую деятельность . Впечатления от таких занятий побуждают детей к самореализации: дети старшей группы устраивают игру в «балет», с моей помощью оформляют картинные галереи (например после занятий «Звуки и краски моря», «Три чуда» Н.А. Рмского-Корсакова , «Сумерки», « Времена года» П.И.Чайковский) Часто в самостоятельной деятельности дети применяют игру на музыкальных инструментах.
Для поддержания интереса у детей к музыке определенного характера, жанра и закрепления полученных знаний и навыков в течение ряда лет я провожу систематическую работу по восприятию музыки в форме кружковой работы « Музыкальный абонемент».С этой целью разработала перспективный план для детей старшего возраста. В содержание включаю беседы о жизни и произведениях выдающихся русских и зарубежных композиторов. жанрах музыкальных произведений, слушание инструментальной и вокальной музыки, исполнение музыкального произведения , творческую интерпретацию музыки разными средствами,
Все встречи в « Музыкальном абонементе» подчинены задачам , обозначенным выше.и позволяют в более полной мере их реализации Предварительная подготовка обязательна, так как дети разучивают стихи , оформляют пригласительные билеты, педагоги, родители и дети изготавливают атрибуты.Ежемесячно на встречу в «Музыкальном абонементе» приходят гости. Это- выпускники детского сада, учащиеся музыкальной школы, студии «Грация», детского городского ансамбля «Полянка», архангельский композитор В.И.Оншин, земляк композитор и исполнитель бардовских песен С.П.Сысоев. Необходимым условием донесения до слушателей особенностей музыкального произведения является выразительное исполнение. Чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания, добиться нужного педагогического эффекта использую разнообразные приемы. Так применение нагладно-слуховых приемов помогает детям не только различать жанры , стили и направления, но впитывать в себя образцы профессионального исполнения .
Чаще всего использую сочетание приемов. Считаю важными и наиболее приемлемыми такие приемы
-послушай и расскажи
-слушай, играй
-слушай и изображай
-закрой глаза и слушай
-слушай, двигайся
-слушай и пой
изложенные в книге «Серьезная музыка малышам» Н.М. Линченко, О.А. Кирилловой, г.Мурманск, 2000 г
Невозможно воспитывать любовь к музыке у детей без воспитания музыкальной культуры у родителей. Мною разработаны рекомендации, оформлены консультации для родителей по данной проблеме. Использую передвижные ширмы, фотовыставки, выступаю на родительских собраниях с сообщениями.
Использование системы работы с детьми старшего возраста :
-позволяет мне добиваться положительных показателей в освоении программных задач по разделу « Ребенок и музыка» Анализ результатов педагогической диагностики по слушанию показывает: начальная – 43%, итоговёая- 92%
-у детей формируется способность к проявлению эмоциональных чувств
-дети могут выделять изобразительные и выразительные средства
-обогащается словарный запас, связанный с характеристикой музыки, чувств, настроения
-дети активны в стремлении само выражаться в творчестве: 6 выпускников занимаются в музыкальной школе, в студии бального танца-2, в ансамбле «Полянка»-5
Таким образом, под влиянием музыки, при условии правильно подобранных средств, форм организации, методов и приемов работы достигла наиболее ощутимых результатов в музыкальном воспитании, познании, в личностном развитии каждого ребенка.

Сайт управляется системой uCoz