Коррекционно-оздоровительная работа с дошкольниками.
 



Каменева О.Ю.
воспитатель
высшая квалификационная категория

Коррекционно-оздоровительная работа в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных»занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость детского организма. Педиатры отмечают, что одно из первых мест среди всех отклонений в состоянии здоровья детей занимают нарушения осанки и свода стопы. Такие нарушения отмечаются и у наших воспитанников, поэтому я уделяю особое внимание коррекционной работе, а именно профилактике данных нарушений. Понимая важность проблемы, убеждаю родителей в том, что необходимо как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида её нарушения, чтобы в школе у ребёнка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. В Толковом словаре В.И.Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Развивая это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья». Осанка ребёнка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Приобретённое нарушение осанки начинает проявляться у детей раннего возраста: в ясельном возрасте оно встречается у 2,1%, в 4 года - у 15-17%, в 7 лет - у каждого третьего ребёнка, а у школьников уже 67%.
Проведение занятий с элементами коррекционной гимнастики позволяет своевременно и эффективно устранять указанные причины на ранних этапах формирования нарушений осанки и свода стопы. Профилактику нарушений осанки у дошкольников осуществляю на занятиях по физическому воспитанию, утренней гимнастике Основные средства занятий, используемые при нарушении осанки у детей,- это лечение положением, физические упражнения и массаж. Лечение положением применяю на занятиях гимнастикой во время пауз отдыха и при выполнении упражнений. В практике работы я использую физические упражнения как ведущее средство устранения нарушений осанки. Именно своевременность использования физических упражнений является значимым фактором профилактики нарушения и укрепления здоровья детей. ОРУ включаю при всех видах нарушения осанки , так как они вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. Выполнение ОРУ детьми провожу из различных исходных положений, для всех мышечных групп, регулирую при этом общую нагрузку занятия. Они выполняются с предметами и без них и с использованием тренажёров. Второй год я провожу кружковую работу по коррекции осанки и плоскостопия с детьми первого класса и подготовительной группы. При организации занятий использую дифференцированный подход: провожу занятия малогрупповым или индивидуальным способом .Такой подход приносит более высокие результаты, особенно в период формирования осанки. На занятиях с детьми, имеющими нарушение осанки, соблюдаю два обязательных организационно-методических условия. Первое- наличие гладкой стены без плинтуса, что позволяет ребёнку, встав спиной к стене, принять правильную осанку, имея пять точек соприкосновения- затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки, и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая таким образом мышечное чувство, которое при постоянном выполнении передаётся и закрепляется в центральной нервной системе за счёт импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляю у детей не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Второе - в зале для занятий корригирующей гимнастикой есть большое зеркало, чтобы ребёнок мог видеть себя в полный рост, тем самым я формирую и закрепляю зрительный образ правильной осанки. Профилактика и устранение нарушений осанки - процесс длительный, требующий от ребёнка осознанного отношения и активного участия. Я многократно объясняю ребенку (на доступном уровне) и показываю, что такое правильная осанка, что необходимо делать для её поддержания. Отмечаю, что дети подготовительной группы уже могут сами характеризовать правильную осанку. Часто использую игровую имитацию, во время которой старшие дети описывают правильную осанку на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.Методика составления комплексов, как и обычное физкультурное занятие, состоит из трёх частей. В подготовительную часть включаю несложные корректирующие и общеразвивающие упражнения, соответствующие нарушениям осанки. Темп - выполнения медленный, умеренный и средний, дозировка-6-8 повторений. В основную часть входят упражнения из положения , лёжа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия ребенка , в среднем-8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Заключительную часть строю из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лёжа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки и, конечно же, эмоциональная разгрузка-игра. Исправление нарушений осанки - процесс длительный. Поэтому занятия должны проводиться систематически, и обязательно подкрепляться выполнением физических упражнений в домашних условиях. С этой целью проводила с родителями занятия –практикумы, разработала рекомендации , раздала каждому памятки. Нарушением опорно-двигательного аппарата также является плоскостопие- деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трём годам.Дети нередко страдают плоскостопием по вине родителей. Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Лечение плоскостопия включает в себя ношение правильной обуви, массаж, лечебную гимнастику на фоне общего укрепления организма ребёнка. Основное и самое верное средство - специальная гимнастика, укрепляющая мышцы стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при её сочетании с массажем голени и стопы.Поэтому, как и в прошлом году, я также главный акцент сделала на профилактике плоскостопия и как следствие профилактических мер исправлении нарушений осанки у детей первого класса. Известно, что в силу неблагоприятных причин положение детей в школе с деформацией стопы усугубляется. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стопы, и плоскостопие я провожу индивидуальные занятия и подгрупповые занятия в кружке. Контроль за проведением оздоровительной работы осуществляет старшая медицинская сестра, которая прошла обучение в данном направлении.Для предупреждения и коррекции плоскостопия и косолапости у воспитанников использую специальные приёмы и методы. Упражнения провожу в определённой последовательности в три этапа. На первом этапе дети выполняют различные движения: вверх-вниз, вправо-влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносят на различные части стопы, выполняют повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом на носок и наоборот. На втором этапе детям предлагаю упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, верёвки разной толщины, шишки…), перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажёр и ходьба по дорожкам здоровья.На третьем этапе происходит усложнение упражнений, т.е. появляются наклонные поверхности: лесенки, мостики, дорожки; лазание по гимнастическим лесенкам и т.д.
Результаты кружковой работы увидели коллеги на открытом городском занятии «Белоснежка и семь гномов». Радуют результаты проводимой работы с родителями. Также в детском саду был проведён конкурс фотогазет и нестандартного оборудования под девизом: «Быть здоровыми хотим!». Родители всех групп, начиная со второй группы раннего возраста приняли участие в конкурсе. В итоге на группах появились замечательные находки по изготовлению нестандартного оборудования. Во время декады-здоровья, в средней, старшей и подготовительной группах прошли занятия с родителями под таким же названием. Родители с удовольствием выполняли упражнения сами, контролировали и страховали детей. Использовали на занятии оборудование для коррекции плоскостопия , сделанное своими руками.
Таким образом необходимо своевременное выявление и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей на разных возрастных этапах,. При постоянном соблюдении определенных условий, грамотном использовании средств , целесообразном подходе, применению соответствующей методики проведения в организации данной работы можно достигнуть ощутимых положительных результатов коррекционно-оздоровительной работы.

Сайт управляется системой uCoz