ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ДОУ.  



Т.М.Гончар
старший воспитатель
МДОУ детский сад №24
комбинированного вида
г. Мончегорска Мурманской области.

Каждое образовательное учреждение призвано решать следующие задачи: моделирование, прогнозирование, проектирование желаемого достойного уровня качества образования на основе анализа существующих достижений Контроль – специфический вид управленческой деятельности, результатом которого является сбор, систематизация и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса. Задача старшего воспитателя - осуществление контроля той сферы деятельности, которая непосредственно связана с качеством педагогического процесса. Т.И. Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившие¬ся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передо¬вого педагогического опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения». Важным является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реа¬лизуемой в ДОУ или по направлениям деятельности педагогов.
Нормативно-правовая база обеспечивает соблюдение законодательства в области образования и является гарантом прав не только проверяющих, но и проверяемых лиц. В 1998 году Минобразования РФ разработало Рекомендации об инспектировании в системе общего и профессионального образования РФ (письмо от 11 июня 1998 г. № 33). В 1998 году министр общего и профессионального образования РФ утвердил Инструкцию о порядке инспектирования (04.06.98), которая обязательна для использования специалистами министер¬ства. К инструкции прилагаются Правила этики поведения инспек¬тирующего. Минобразования РФ в целях обеспечения эффективной инспекционно-контрольной деятельности региональных, местных (муни¬ципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений разработало:
1. Примерное положение об инспекционной деятельности органа управления образованием субъекта Российской Федерации.
2. Примерное положение об инспекционной деятельности муни¬ципального органа управления образованием.
3. Примерное положение об инспекционно-контрольной деятель¬ности в образовательных учреждениях.
4. Примерную инструкцию о порядке инспектирования.(Письмо «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятель¬ности» от 10 сентября 1999 г. № 22-06-874).
5. Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 № 236/23-16 Выделяют два типа контроля : внешний и внутренний.
В каждом дошкольном учреждении разрабатывается Положение о внутреннем контроле в ДОУ. Чтобы внутренний контроль был действенным, необходимо объединить усилия педагогического коллектива, специалистов, при условии приоритетного права руководителя дошкольного образовательного учреждения на координацию этого контроля. В тематическом контроле, кроме заведующего дошкольным образовательным учреждением и старшего воспи¬тателя, участвуют другие сотрудники: педагог-психолог, музы¬кальный руководитель, наиболее опытные воспитатели. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести беседу – инструктаж. Задача руководителя — поставить перед каждым участником конк¬ретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предо¬ставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения. Тематику контроля определяют результаты оперативного контроля, тематический контроль может быть посвящен изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий.
Любой контроль, в том числе и тематический, организуется и проводится в определенной последовательности. Прежде чем приступить к тематическому контролю, необходимо четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Чтобы тематический контроль был результативным, провожу подготовительную работу поэтапно: сбор полученной информации, изучение документации, обработка полученной информации, заполнение листов опроса, обсуждение на педагогическом консилиуме корректировки педагогического процесса, утверждение на совете педагогов направлений корректировке педагогического процесса, разработка рекомендаций. Я использую такой порядок тематического контроля; изучаю отдельные, заранее определенные вопросы; результаты каждого изучения фиксирую в специальных схемах-листах, тщательно анализирую. Затем по результатам каждой от¬дельной проверки делаю общий вывод о работе всех групп по изучаемому вопросу. В наличии имею пакет документов: название тематического контроля, его цель и сроки, осуществления, план тематического контроля, рабочие материалы тематического контроля, аналитический блок, график контроля. Подобные грамотно составленные материалы помогают мне объективно проводить тематический контроль и облегчают работу по подготовке детс¬кого сада к аттестации. Для получения информации в ходе системного контроля на первое место ставлю цели, задачи и содержание, а формы орга¬низации контроля (или его виды) — на второе. С учетом основных направлений работы дошкольного учреждения в текущем учебном году формулирую цели тематических проверок. Например, в программе развития ДОУ и годовом плане стоит задача: снизить заболеваемость детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий. В соответствии с этим целью тематического контроля является выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей. Исходя из цели, отбираю содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, методика проведения разнообразных форм организации двигательной активности, отношение детей и родителей к этой деятельности. Или поставлена такая задача: совершенствовать организацию педагогического процесса, направленного на развитие игровой деятельности дошкольников. Цель тематического контроля следующая: определение уровня развития игры дошкольников. Определив цель и приступая к тематической проверке, совместно с руководителем составляю план ее проведения, который включает пять блоков:
• изучение знаний, умений и навыков детей , что позволит выявить степень овладения ими программой;
• определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,
• состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;
• анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной. - состояние работы с родителями по направлению. Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня наблюдаю на физкультурном занятии и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня.
Формы плана могут быть самые разные. Предлагаемая фор¬ма учитывает все разделы контроля Подготовленный план, представляю воспитателям за две недели до начала проверки, разъясняю, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада. Оказываю необхо¬димую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю. Экземпляр плана контроля находится в методическом ка¬бинете и доступен для каждого воспитателя в любой момент.
Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля: наблюдение педагогического процесса, итоговые занятия, проверка календарных планов, беседы с детьми, анализ детских работ. Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематического контроля и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.
Все фор¬мы осуществления контроля подтверждаю ра¬бочими материалами:
- Диагностические карты развития речи у детей младше¬го и старшего дошкольного возраста.
-Протокол посещения групп с целью тематического кон¬троля по развитию речи
-Карта проверки плана по разделу «Развитие речи».
-Карта профессионального мастерства воспитателя по проблемам развития речи детей.
-Вопросник для оценки или самооценки профессионализ¬ма воспитателя по разделу
«Развитие речи».
-Карта анализа за¬нятия.
-Анализ анкетирования родителей.
Общие итоги тематической проверки оформляю в виде справки. В содержа¬нии аналитической справки представляю материалы по всем пяти блокам, которые обозначены в плане тематического контроля. Так как в тематическом изучении состояния дел по про¬блеме участвовали, помимо руководителя, разные специалисты ДОУ, поручаю им обобщить и оформить отдельные материалы. Основным содержанием справки или выступления на совете педагогов по итогам тематической проверки является состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражаются недостатки и дается анализ их причин. На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков советом педагогов принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показывает, что основных причин недостатков в реализации программы может быть несколько. В зависимости от этого и формулируются решения совета педагогов. Например: причина следующая - отсутствие необходимых условий. В решение совета педагогов вносится пункт об их создании. Или причина: слабое владение педагогами методикой работы по проблеме. Предусматривается система оказания помощи педагогам по овладению этой методикой. Причина: недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях. Необходимо спланировать семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи. Если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение совета педагогов целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения. Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоя¬нии педагогического процесса по одному из направлений деятельно¬сти педагогического коллектива ДОУ. Поэтому важно их грамотно оформить: план тематической проверки, все материалы по изучению организа¬ции педагогического процесса с выводами и предложениями, а также выписка решений из протокола совета педагогов , на котором заслуши¬валась аналитическая справка по итогам тематического контроля. и используются при подготов¬ке учреждения к аттестации.
Для того чтобы контроль стал средством совершенствования воспитательно-образовательной работы, он должен осуществляться регулярно, систематически и охватывать деятельность всех педагогов. Педагогический такт — непременное качество старшего воспитателя, которое помогает установить контакт с воспитателем и детьми. Обычно я предупреждаю воспитателя о своем посещении группы. Для наблюдения выбираю такое место, чтобы видеть детей и не мешать работать воспитателю. В ходе наблюдений необходимо вести записи, я заранее готовлю листы-схемы. На группы раннего возраста я прихожу заранее до начала занятия, чтобы расположить малышей к себе. Во время наблюдения не делаю никаких записей, стараюсь не отвлекать детей. Не следует вмешиваться в ход педагогического процесса, возможно только в исключительных случаях. По результатам проверки провожу беседу с воспитателями, которая отражает объективную оценку работы. Беседу провожу в тот же день, в конце рабочего дня. В беседе учитываю индивидуальные особенности каждого воспитателя, профессиональную подготовку и опыт. Прежде чем провести такую беседу, готовлюсь к ней заранее: просматриваю раздел программы, знакомлюсь с планом работы воспитателя , провожу анализ детских работ, если вопрос связан с оценкой результатов детской деятельности; провожу беседы с детьми, просматриваю записи, отбираю факты, даю им оценку, формулирую выводы и предложения. Если в процессе анализа возникают сомнения, обращаюсь к методической литературе, уточняю правильность своих выводов. Стараюсь не быть категоричной в своих оценках и суждениях. Наилучший результат беседы, когда воспитатель пришел к правильному выводу самостоятельно. На беседу приглашаю двух воспитателей группы. Сначала предоставляю слово воспитателю, который получает возможность рассказать о том, чего он хотел достичь, что удалось выполнить, а что нет и по каким причинам. Затем провожу обоснованный анализ. Отмечаю эффективные методы воспитания и обучения, с помощью которых педагог достиг положительных результатов. Затем указываю на недостатки в работе воспитателя, вместе анализируем их причины, рекомендую пути их устранения, намечаю пути закрепления положительного. Все предложения (с указанием сроков выполнения) воспитатель вносит в тетрадь, в которой он делает записи на советах педагогов.
Литература:
1.Белая К.Ю. Руководство ДОУ: Контрольно – диагностическая функция.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении.М.,2004.
3.Денякина Л.М. Контроль как инструмент управления. М., 2000 .
4.Дошкольное образование России в документах и материалах. Редактор – составитель Т.И.Оверчук. – М.: Издательство Гном и Д., 2001.
5.Поздняк Л.В., ЛещенкоН.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением.М.,2001.
6. О.А.Скоролупова. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Автор – составитель – М.: Издательство Скрипторий 2000, 2003.

Сайт управляется системой uCoz