Формирование социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников.  

Т.М.Гончар
старший воспитатель
МДОУ детский сад №24
комбинированного вида
г. Мончегорска Мурманской области.

Дышат дети утренней влагой
Светлой радости не тая.
Чистый взгляд их распахнут
Вечной мудрости – бытия.

На сегодняшний день все педагоги единодушны в том, что своевременная социализация личности ребенка необходима каждому.
Она тесно связана со здоровьем ребенка и призвана удовлетворить базовые потребности детей.
Эта главная задача рассматривалась в педагогических учениях Корчака, Ушинского.
И первоначально считалось, что помощь должна оказываться лишь тем, кто не вписывался в социальные нормы.
Однако быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом, обусловила появление проблем семьи и дефицита педагогических средств у родителей.
В частности, уделяемое время родителями на воспитание и развитие своих детей, резко сократилось.
Анкетирование родителей старшей группы показало, что только 16% родителей обеспечивают культурный досуг детей, вовлекают детей в дополнительные занятия с педагогами, готовят к поступлению в гимназию, тем самым закладывают в организм ребенка функциональную усталость 3 % родителей, 67% составляют формально благополучные семьи, но на деле дети предоставлены сами себе,
4% составляют семьи социального риска.
Таким образом, источниками опасности для ребенка в определенных условиях становится семья, в которой разрушаются нравственные устои и где ребенок не способен накопить положительный оциальный опыт.
Без активной позиции взрослого возникает проблема накопления ребенком жизненного ценностного опыта и его непосредственного участия в процессе как субъекта деятельности, так как нравственное воспитание осуществляется в процессе детской деятельности.
Анализ сложившейся ситуации в ДОУ показал, что эффективность процесса по приобщению ребенка к миру социальных отношений зависит также во многом от знаний, опыта педагога, создания соответствующих условий и реализуемых средств.
Так в комплексной программе развития и воспитания в детском саду «Детство в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений» авторы программы определяют основные задачи, предлагается краткая характеристика уровня развития ребенка в данном направлении.
Программа отвечает на вопросы «что делать», «зачем делать», но «как ?» – однозначного ответа нет Грамотный воспитатель, имеющий за плечами многолетний опыт работы в этом не нуждается.
Но большинство педагогов впервые столкнулись с новым понятием «социализация личности».
Практика работы по программе показала, что педагоги испытывают затруднения в выборе и реализации задач на определенном этапе.
Таким образом, возникла немаловажная проблема повышения педагогической компетентности в области социального развития ребенка, которую необходимо было решать в ближайшее время Противоречия между существующей в теории ориентации на развитие личности на основе приспособления ребенка к социальной действительности, передачи и дальнейшего развития им социально-культурного опыта, накопленного человечеством и практикой воспитания, в которой фактически отсутствуют формы и методы такого развития дошкольников, явились основой для разработки Т.М.Гончар методического пособия «Мир Дому Детства».
Разработанное автором методическое пособие «Мир Дому Детства» по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольника позволяет совместными усилиями семьи и ДОУ сделать еще один шаг в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме и обеспечить преемственность между всеми сферами социального становления ребенка.
Методические рекомендации позволяют обеспечить в детском саду единый процесс социализации личности дошкольника, что соответствует Закону РФ « Об образовании».
Содержание последовательно включается с учетом использования реальной жизни в детском саду, опыта ребенка.
В методических рекомендациях разработаны основные подходы личностно - ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, к организации работы с родителями.
К программе разработаны перспективные планы, серия конспектов для работы с детьми от 3 до 6-7 лет, этюды, игры и игровые упражнения Для реализации задач методических рекомендаций творческой группой педагогов разрабатывались тесты, опросники, анкеты, что способствовало реальной оценке результатов.
Выделены основные критерии эффективности внедрения методических рекомендаций , которые базируются на:
-совпадении реальных умений, навыков и представлений детей с их возрастными возможностями, определенными в зоне потенциального развития каждого ребенка.
-сокращении временных затрат на формирование умений, навыков и представлений по социальному развитию
-положительной динамике в социальном развитии детей
В методических рекомендациях четко определены направления работы с семьями воспитанников ДОУ:
-внедрение в отношения семьи личностно – ориентированной модели взаимодействия с ребенком в качестве приоритетной ценности
- построение системы взаимодействия с родителями на основе сотворчества и сотрудничества.
Методические рекомендации апробированы в течение пяти лет на базе ДОУ с экспертизой деятельности творческой группы и анализа результатов каждого последующего этапа экспертной городской комиссией, психологами и выходом на открытые показы, творческие отчеты для родителей, педагогов и старших воспитателей ДОУ, публикацию и распространение опыта на областном уровне.
Ежегодно члены творческой группы показывали открытые моменты по разработанным конспектам программы на городском уровне « Кисонька – ласонька», « Кузенька дружочек», « Как коза избушку построила», «Динь-дон», « Наши деточки в саду» и другие.
Для слушателей курсов повышения квалификации были показаны занятия в видеозаписи, на секции дошкольных работников члены творческой группы выступили на тему « Пути, средства и методы формирования у детей эмоционально – насыщенного образа родного дома и детского сада через апробацию методических рекомендаций «Мир Дому Детства», «Игра как средство социальной адаптации дошкольника».
Старший воспитатель МДОУ Гончар Т.М. выступила с творческим отчетом по теме «Социализация личности дошкольника» на курсах повышения квалификации в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры (МОИПКРОиК).
Материалы старшего воспитателя Т.М.Гончар включены в сборник кафедры управления МОИПКРОиК «Методическая работа в ДОУ в условиях обновления содержания дошкольного образования» из опыта работы старшего воспитателя «Социализация личности дошкольника» Методическое руководство.
В 2007-2008 году Т.М.Гончар активно участвовала в фестивале «Открытый урок», на сайте фестиваля опубликованы конспекты и методические рекомендации «Мир Дому Детства».
Автор методических рекомендаций «Мир Дому Детства» и творческая группа педагогов ДОУ готовы поделиться опытом работы по социальному развитию дошкольника.

Сайт управляется системой uCoz